
Природа фейковых новостей: кому выгодно их фабриковать?

Информационная грамотность – важный навыке человека в современном обществе. Ежедневно мы сталкиваемся с фейками, главная цель которых – ввести в заблуждение, сформировать ошибочное представление о происходящем.
О природе фейков поговорили с Александром Казаковым, профессором кафедры политических наук СГУ им. Н.Г. Чернышевского, доктором политических наук
— Почему фейки распространяются так стремительно?
— Одна из причин – доступность огромного количества источников. Чем больше медийных ресурсов, тем сложнее в них ориентироваться. Не каждый человек обладает достаточным уровнем медийной грамотности: большинство продолжает слепо верить всему, что видят, слышат или читают в СМИ. Наконец, нельзя списывать со счетов и постоянно развивающиеся механизмы создания и распространения фейков
— Какие существуют схемы запуска фейка?
— Алгоритмы и способы могут быть самыми разными. В противном случае их давно бы уже вскрыли, и фейки не попадали бы в информационное поле.После стремительного роста популярности Телеграма вбросить фейк стало ещё проще: создаёшь новый канал, размещаешь там взрывную новость, просишь поделиться им кого-то из более или менее раскрученных авторов, и вскоре фейк начинает жить собственной жизнью
— Как не потеряться в потоке дезинформации?
— К любой информации из медиа относитесь с долей скепсиса. Сопоставляйте сведения из различных ресурсов; важно, чтобы они друг от друга отличались. Обращайте внимание на источник – откуда информация появилась у того, кто её распространяет: он видел это своими глазами или, может, это мнение популярного артиста? Ну, и наконец, «включайте голову»: иногда достаточно оценить что-то с точки зрения здравого смысла, чтобы понять, что вас пытаются обмануть
— Почему важно повышать критичность своего восприятия?
— Прежде всего – для того, чтобы самому не стать жертвой фейков. При этом доводить это до крайности, конечно, не нужно: если, условно говоря, очень скептично относится даже к прогнозу погоды, до добра не доведёт.